Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Главное меню

Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Вам нравится сайт?
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2511

Полезные ссылки
  • Комитет по образованию
  • ФИПИ
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
  • Сайт Галины Скутельниковой
  • Школа №14 г.Железнодорожный
  • Министерство образования Московской областий
  • Министерство образования и науки РФ
  • «Академия социального управления»
  • Региональный Центр Дистанционного Образования

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    Санитарно-эпидемиологические нормы в школе.
    Скачать

    1.1. Основные требования к школьному кабинету химии

    Химический кабинет школы – это специально оборудованное помещение для проведения уроков химии, подготовки и проведения внеклассной работы по предмету, а также других занятий и мероприятий по химии в соответствии с учебной программой и школьным планом по воспитательной работе. Требования к школьному кабинету химии вытекают, с одной стороны, исходя из соответствующих санитарно-гигиенических, эргономических и общешкольных правил. С другой стороны, химический кабинет должен быть оснащен всем необходимым учебным оборудованием  (дидактическая составляющая кабинета), позволяющим обеспечить возможность проведения всего комплекса учебно-воспитательных работ, обусловленных спецификой школьного предмета – химии. 

    Как правило, химкабинет состоит из двух комнат: собственно классной комнаты для проведения уроков и иных занятий по химии и лаборантской комнаты – рабочего места лаборанта, где хранятся химическая посуда, реактивы, другие средства обучения и дидактические материалы, и где лаборант или учитель готовит все необходимое для занятий.

    Классная комната химического кабинета площадью около 70 м2 должна быть оснащена двухместными ученическими столами, позволяющими проводить лабораторные опыты и практические работы с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. В классе устанавливаются демонстрационный стол, обычно совмещаемый с рабочим столом учителя, вытяжной шкаф, классная доска. Обязательными материальными атрибутами школьного кабинета химии являются водопровод и канализация, электроснабжение и отопление, шкафы для хранения учебно-методической литературы и таблиц, средства пожаротушения и оказания первой медицинской помощи. При наличии газоводоэлектроснабжения для демонстрационного и каждого ученического стола, коммуникации должны проходить под полом и иметь специальные распределительные щиты и краны для их общего включения и отключения. В настоящее время разработаны и реализуются комплекты специальной мебели, вытяжных устройств, лабораторных и препараторских столов, классных досок и т.п. для школьных кабинетов химии.

    Лаборантская комната площадью около 18 м2 должна быть оснащена шкафами и сейфами для хранения реактивов, посуды и другого лабораторного оборудования, вытяжным шкафом, раковиной для мытья посуды, средствами пожаротушения,   необходимой мебелью для работы лаборанта и учителя. Лаборантская комната должна примыкать к классной комнате и иметь два выхода: один – в коридор, второй в классную комнату.

    Химический кабинет нельзя использовать для занятий групп продленного дня или в качестве классной комнаты для проведения уроков и внеклассной работы по другим предметам.

    Дидактическая составляющая химического кабинета (непосредственно средства обучения химии) определяется постоянно обновляющимися "Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ", утверждаемых приказами Министерства образования Российской Федерации.

    Администрация школы и учитель химии несут ответственность за:

    -укомплектованность кабинета оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения химии;

     -соответствие оборудования и учебно-методического комплекса средств обучения профилю кабинета химии;  

    -наличие в кабинете комплекта материалов для диагностики качества обучения химии.

    -обеспеченность кабинета учебниками, дидактическими и раздаточными материалами по химии;

    -наличие в кабинете дидактического стендового материала (критерии оценки ответов учащихся; рекомендации по выполнению домашних работ, решению задач, составлению рефератов, подготовке к экзаменам; краеведческая информация; стенные газеты; материалы по профессиональной ориентации и т.д.)

    -соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете;

    1.2. Система средств обучения химического кабинета

    Средства обучения, воспитания и развития учащихся (средства обучения) – это система материальных объектов, используемых в учебно-воспитательном процессе, как преподавателями, так и учащимися для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.

    Средства обучения химии можно разделить условно на несколько групп:

    - средства, используемые только лишь учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий;

    - учебники, задачники, книги для чтения и другая учебная и популярная литература для учащихся;

    - специальные дидактические средства обучения химии.

    Специальными средствам обучения химии являются:

    - натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.);

    - приборы, химическая посуда и лабораторное оборудование;

    - учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, химических производств и т.д.;

    - средства обучения на бумажной основе (таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.);

    - аудио- и видеосредства обучения (диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), обеспеченные соответствующими техническими средствами (фотоаппараты, диапроекторы, фильмоскопы, эпипроекторы, кодоскопы, кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, экраны и т.д.);

    - современные коммуникационные и информационные средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы), обеспеченные соответствующими установками и возможностями (видеокамеры, цифровая фотоаппаратура, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и т.д.).

    Приводим краткий перечень видов средств обучения, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса при изучении химии в школе и реализации требований Государственного образовательного стандарта по химии.

    I. Книгопечатная продукция

    1. Школьные авторские учебные программы по химии средней школы.       2. Учебники по химии для средней школы.

    3. Рабочие тетради для учащихся.          

    4. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (8, 9,10, 11 классы).    

    5. Сборники задач по химии для средней школы.    

    6. Научно-методические работы и периодические издания ("Химия в школе"; "Химия" и др.) и т.д.

                II. Наглядные пособия

    1. Комплект портретов ученых-химиков.        

    2. Серия справочных таблиц по химии ("Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева", "Растворимость солей, кислот и оснований в воде", "Электрохимический ряд напряжений металлов", и др.).

    3. Серия различных учебных таблиц по неорганической химии, органической химии, по производству основных продуктов химической промышленности.

    III. Информационно-коммуникативные средства

    1.Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

    2. Электронные библиотеки по курсу химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

    3. Электронные базы данных по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

    4. Компьютерные программы Chem Lab, Chem Office, Chem Draw, Chemical Equation, Chem Finder, Открытая химия, Репетиторы по химии, Химическая лаборатория, Химикус и др.

    IV. Экранно-звуковые пособия

    1. Комплект видеофильмов по неорганической химии (по всем разделам курса).

    2. Комплект видеофильмов  по органической химии (по всем разделам курса).

    V. Технические средства обучения

    1. Видеокамера на штативе.  

    2. Видеомагнитофон (видеоплеер).

    3. Графопроектор  (кодоскоп или аналогичный прибор). 

    4. Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернету; аудио и видео выходы, с приводами для чтения и записи компакт-дисков; оснащенный акустической колонкой, магнитофоном и наушниками.

    5. Телевизор (с диагональю экрана не менее 72см).

    6. Экран проекционный. Размер не менее 1200 см.

    VI. Реактивы, приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей

    для химического эксперимента

           В соответствии с Перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.

    VII. Специализированная мебель

    1.3. Техника безопасности при работах в кабинете химии

    Перечень специфических работ по учебному эксперименту

    Специфика обучения химии в школе предполагает проведение учителем и учениками следующих видов основных экспериментальных работ с натуральными объектами в качестве средств обучения.

    1. Демонстрационный химический эксперимент, выполняемый учителем или учениками.

    2. Лабораторные опыты, выполняемые учениками под руководством учителя во время объяснения новой темы.

    3. Практические работы, выполняемые учениками по учебной программе в течение всего урока.

    4. Опыты, выполняемые отдельными учениками в ходе индивидуального контроля усвоения знаний, умений и навыков.

    5. Химический учебный и исследовательский эксперимент, выполняемый учащимися на занятиях химического кружка, при подготовке к научной конференции, к олимпиаде и т.д.

     6. Химический эксперимент, проводимый учителем и учащимися во время тематических химических вечеров, классных часов и т.д.

    7. Химический эксперимент, проводимый учителем, лаборантом и отдельным учениками для отработки методики и техники опытов при подготовке к урокам или внеклассным мероприятиям.

    При выполнении в химическом кабинете указанных работ, сопровождающихся определенной опасностью для здоровья учителя и учащихся, так как многие химические вещества в той или иной степени токсичны, огнеопасны, взрывоопасны, необходимо строго выполнять правила техники безопасности. Только в этом случае можно гарантированно исключить несчастные случаи в школе в виде химических и термических ожогов, порезов рук лабораторной посудой, отравления химическим соединениями, поражения электрическим током и т.д.

    Общие положения техники безопасности.

    Учитель отвечает за обучение учащихся безопасным методам и приемам работы, за ознакомление учащихся с правилами поведения в химическом кабинете, за вводный и первичный инструктажи в начале учебного года, а также текущий – перед проведением учебного эксперимента и практической работы. Внеплановый инструктаж проводится в случаях грубого нарушения правил техники безопасности, возникновения аварийных ситуаций или введения в действие новых правил по технике безопасности.

    Практические и лабораторные работы проводятся только в присутствии учителя. Вход посторонним во время практической или лаборантской работы в кабинет строго запрещен. На уроке разрешается проводить эксперимент, только предусмотренный учебной программой.

    В кабинете на видном месте вывешиваются инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии (Приводится ниже).

    Учащимся,  которым по состоянию здоровья запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальному плану.

    Требования техники безопасности должны соблюдаться в кабинете химии неукоснительно.

    Ни один прибор нельзя использовать без предварительной проверки. В случае, если произошла утечка ядовитого газа, учитель должен удалить учащихся из класса, надеть противогаз, ликвидировать аварию и лишь после этого допускать учеников снова в кабинет.

    Опыты, предназначенные для проведения учащимися, должны быть предварительно проверены учителем, а количества веществ строго ограничены необходимостью опыта.

    Опыты с токсичными веществами проводятся в исправном вытяжном шкафу или приборах - замкнутых системах с поглощением выделяющихся веществ. Учащихся следует научить, как убирать свое рабочее место, реактивы, пролитые или просыпанные на стол и следить за тем, чтобы насыпались и наливались не над полом или одеждой, а над столом. Учитель должен проинструктировать учащихся о том, как следует обращаться с кислотами и щелочами при сливании их канализацию.

    Учитель должен сам строго соблюдать правила личной безопасности, которые являются общими для всех химических лабораторий.