Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Главное меню

Категории раздела
Научно-методические публикации [6]
Работы и выступления учащихся [5]
Разработки уроков и мероприятий [3]
Выпускникам [5]

Вход на сайт

Поиск

Вам нравится сайт?
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2511

Полезные ссылки
  • Комитет по образованию
  • ФИПИ
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
  • Сайт Галины Скутельниковой
  • Школа №14 г.Железнодорожный
  • Министерство образования Московской областий
  • Министерство образования и науки РФ
  • «Академия социального управления»
  • Региональный Центр Дистанционного Образования

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Научно-методические публикации

    Выступление на межрегиональной научно-практической конференции.

    Пути реализации научно-исследовательской проектной деятельности в социальной среде

    Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.

    Внеурочная работа в школе складывается в основном из трех компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы учителей с обучающимися и системы управления внеурочной деятельностью.

    Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Базисный учебный план нашего образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

    Исходя из своих возможностей,  школа выбрала следующие направления:

    1. спортивно-оздоровительное,
    2. художественно-эстетическое,
    3. гражданско-патриотическое,
    4. экологическое,
    5. проектное,
    6. научно – познавательное,
    7. общественно – полезная деятельность.

    Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся.

    Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

    Реализация проектной и исследовательской деятельности будет способствовать:

    – овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

    - формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

    – формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

    Таким образом, ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов урочной и внеурочной деятельности.

    Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

    Работа по привлечению школьников во внеурочную деятельность  осуществляется через посещение кружков школы, дополнительного образования, группы продлённого дня.

    Проектная деятельность в школе имеет отличительные особенности:

    во-первых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;

    во-вторых, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

    в–третьих, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

    Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у обучающихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.

    Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

    В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

    При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

    Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

    В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

    • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

    • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

    • Планировать (составлять план своей деятельности);

    • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.

    Сроки реализации: от 1года до 5-ти лет.

    Проектная деятельность предусматривает достижение 3 уровней результатов.

    Первый уровень результатов предполагает приобретение школьниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

    Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

    Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

    Итоги реализации могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

    Роль учителя в проектной деятельности своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: учитель выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Учитель - некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

    Если на первом этапе учитель предлагает ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь учитель только помогает последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

    Примерные критерии оценок проектной деятельности:

    1. Самостоятельность работы над проектом.

    2. Актуальность и значимость темы.

    3. Полнота раскрытия темы.

    4. Оригинальность решения проблемы.

    5. Артистизм и выразительность выступления.

    6. Как раскрыто содержание проекта в презентации.

    7. Использование средств наглядности, технических средств.

    Таким образом: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Темы разрабатываемых проектов могут быть самыми разнообразными. Рассмотрим несколько проектов различной тематики и характера, осуществленных учащимися в МАОУ гимназия № 1.

     

    Проект «Динамика распространенности потребления психоактивных веществ среди учащихся МАОУ гимназии №1». Данный проект осуществляется периодически с 2006 года в рамках Программы «Здоровье и здоровый образ жизни», которая базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию. Целью проекта является формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельного осознанного выбора и принятия решения вести здоровый образ жизни. Для этого учащимся предлагается изучить информацию по данной проблеме, используя справочный материал, фотографии, видеофильмы, ролики и т.д., обсудить в группах основные направления работы и подготовить материал для проведения мониторинга. При проведении анонимного тестирования в классах дети отмечают особенности эмоционального отношения учащихся к данным проблемам, их психологической настрой давать правдивые ответы и т.д. Все это способствует развитию коммуникативных умений и навыков – общения друг с другом, постановки проблемных ситуаций, коллективного их обсуждения. На основе обработки и  анализа полученных данных делаются выводы и создается проект, с которым знакомятся учащиеся нашей гимназии, их родители и администрация учебного заведения; на основании данного проекта делается корректировка в воспитательной работе школы и работе социальных служб (социально-педагогической, психолого-педагогической, медицинской, мониторинговой).

     

    Экологический проект «Влияние автотранспорта на состояние атмосферного воздуха в окрестностях гимназии №1. Цель: Выявление влияния автотранспорта на атмосферу в окрестностях гимназии № 1. Задачи, которые сформулировали учащиеся: определить количество единиц автотранспорта, проходящего по улицам около школы; провести подсчёт количества загрязняющих веществ, выбрасываемых автотранспортом и влияющих на состояние атмосферного воздуха в окрестностях гимназии; дать оценку экологического состояния атмосферы на территории нашего учебного заведения; предложить пути решения проблем. Результатом проекта являются не только сделанные выводы, но и предложения по изучению и улучшению экологического состояния на территории МАОУ гимназии №1 и её окрестностях, а именно: был разработан проект, направленный на инвентаризацию и оценку состояния зелёных насаждений вокруг гимназии №1, также были внесены предложения по озеленению школьной и пришкольной территории.

     

      Научно-исследовательский проект «Оценка качества питьевой воды в г.о. Железнодорожный и его окрестностях». Целью данного проекта является оценка качества питьевой воды в г.о. Железнодорожный и его окрестностях. В ходе исследования были проанализированы образцы воды, отобранные в тех районах г.о. Железнодорожный и соседних населенных пунктах, где проживают учащиеся гимназии №1. Для выполнения поставленной цели ребята предложили решить следующие задачи: познакомиться с ситуацией по различным источникам информации (отчёты СЭС, газетные статьи и т.д.); предположить, какое влияние химический состав питьевой воды может оказать на здоровье населения; отобрать пробы водопроводной воды в г.о. Железнодорожный и близлежащих населенных пунктах; провести качественный и количественный анализ отобранных проб воды; по результатам анализа оценить, соответствует ли качество питьевой воды ГОСТу; предложить меры по улучшению качества питьевой воды в г.о. Железнодорожный.

    Впервые  учащимися нашей школы было исследовано качественное и количественное определение химического состава водопроводных вод, адаптированы методики химического анализа. Практическая направленность: полученные экспериментальные данные вносят вклад в изучение состава водопроводной воды в г.о. Железнодорожный и его окрестностях и ее пригодности для  питья.

     

    Еще один проект –Оценка качества воды в р. Пехорка методом биоиндикации», – посвященный оценке экологического состояния города, был реализован в нашей гимназии в 2008-2011 гг.

    Данный проект имеет научно-исследовательский характер. Целью работы являлась оценка качества воды в реке Пехорка в черте г.о. Железнодорожный. Для этого решались следующие задачи: оценивалось качество воды в р. Пехорка и определялись основные источники загрязнения по материалам публикаций,  производился отлов беспозвоночных в реке,  определялась видовая принадлежность и индикаторные группы обнаруженных организмов, рассчитывался индекс Майера, а по нему – качество воды в р. Пехорка – основной водной артерии города. Продолжением данного проекта явилась работа «Экологический мониторинг р. Пехорка», где полученные данные были дополнены результатами химического анализа речной воды.  
    Эти проекты подсказали тему еще одной исследовательской работы, работа над  которой сейчас ведется в гимназии – «Фенинская свалка».
    Хочется отметить, что данные проекты очень значимы не только для самих учащихся, их родителей, учителей и администрации гимназии, но также они являются достойными конкурентными работами на уровне области и России в целом, что подтверждается:
    1.     Дипломами 1 и 2 степени на Московском городском конкурсе социально значимых проектов школьников по ресурсосбережению в номинации «Социальные аспекты ресурсосбережения» в 2011 и  2012 гг.;
    2.     Дипломами 2 и 3 степени на Экологическом форуме молодых ученых и учащихся города Москвы «Экология мегаполиса» «Современные технологии экологического менеджмента и инжиниринга для улучшения качества жизни в условиях московского мегаполиса», прошедшего в РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева в 2011 г., в секциях экологические проблемы утилизации отходов и биотехнологии и «Экологический мониторинг и перспективы его развития в условиях мегаполиса и фоновых экосистем»;
    3.     Диплом 2 степени на XX Открытой московской естественнонаучной конференции школьников «Потенциал» в 2011 г.;
    4.     Дипломом 3 степени на XXV Московской научной конференции экспедиционных отрядов учащихся в секции «Экологический мониторинг» в 2010 г.;
    5.     Дипломом победителя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2008;
    6.     Дипломом призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2011 г.;
    7.     Публикацией статьи учащихся в журнале «Экология и жизнь» №5, 2011.
    Результат таких исследований может и не иметь большого значения для науки, но я считаю, что самое ценное в таких работах это появление навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерности наблюдаемых природных и социальных процессов.
    Категория: Научно-методические публикации | Добавил: Lahama (15.10.2012)
    Просмотров: 522 | Рейтинг: 0.0/0