Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Главное меню

Категории раздела
Научно-методические публикации [6]
Работы и выступления учащихся [5]
Разработки уроков и мероприятий [3]
Выпускникам [5]

Вход на сайт

Поиск

Вам нравится сайт?
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2511

Полезные ссылки
  • Комитет по образованию
  • ФИПИ
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
  • Сайт Галины Скутельниковой
  • Школа №14 г.Железнодорожный
  • Министерство образования Московской областий
  • Министерство образования и науки РФ
  • «Академия социального управления»
  • Региональный Центр Дистанционного Образования

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Разработки уроков и мероприятий

    ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

    Программа

    ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    В концепции профильного обучения обозначена необходимость создать условия для дифференциации  содержания обучения учащихся X-IX классов. Элективные курсы - те новые элементы учебного плана, которые должны составить индивидуальную образовательную траекторию их профилизации и удовлетворить их индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности старшеклассников.

    Особенность этого курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики, поднимает проблемы познавательные и репродуктивные, способствует самоопределению школьников относительно профиля.  Данный курс позволяет сформировать целостное представление о генетической и биологической науках.  Помогает решать вопрос в определении выбора профессии учащимися, связанной какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией, микробиологией и др.). Курс отражает сложность и многогранность, он основан как на классических, так и на современных достижениях генетической науки. Кроме прикладного значения – профориентации учащихся на  биологические и медицинские специальности - полученные знания имеют и общеобразовательную ценность.

    В значительной мере формирование познавательного интереса стимулирует связь содержания изучаемого материала с жизнью самого ученика, практической значимостью тех или иных сведений. Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов. Которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации. Например, проблема наследственных заболеваний и их лечении.

    ЦЕЛЬ КУРСА:

    Создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса, формирование  профессиональной самоориентации учащихся и разносторонне развитой личности. Содействовать  развитию у учащихся генетической грамотности, воспитанию генетической и экологической культуры. Выработать  сознательное отношение к общественному и личному здоровью, способствовать приобщению к здоровому образу жизни.

    ЗАДАЧИ КУРСА:

    1. Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в основах генетики;
    2. Развитие генетического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию результатов развития;
    3. Формирование мотивации, т.е. создание условий для появления внешних и внутренних побуждений к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию, коммуникативной компетентностью;
    4. Расширение профессионального кругозора, эрудиции, повышение общего уровня образованности и культуры;
    5. Сформировать представление о современных достижениях и перспективах в области изучения генома человека и их практической значимости , углубить знания о механизмах наследования и реализации признаков человека;
    6. Расширить представления учащихся о практических методах генетики человека и  роли современной медицины в лечении наследственных болезней;
    7. Сформировать у школьников отношение к здоровью, раскрыть его значимость для полноценной жизнедеятельности самого человека;
    8. Совершенствовать умение ориентироваться в современном информационном поле, получать и отбирать необходимую информацию;
    9. Осуществлять интеграцию смежных дисциплин

    При изучении данного курса используются как традиционные формы, методы средства       (беседы, семинары, проблемные лекции, решение задач), так и методы диалогового обучения (дискуссии, моделирование, проблемно-деловая игра).

    СТРУКТУРА КУРСА

    Часть I. Теоретические основы генетики. (Предполагает ознакомление учащихся с современными представлениями о законах наследственности и изменчивости.

    Часть II. Практикум. (Включает задачи трёх уровней: задачи первого уровня направлены на отработку отдельных элементов теоретических знаний и умений ими пользоваться; для решений задач второго уровня необходимо знание всего теоретического материала, они включают несколько элементов знаний; задачи третьего уровня носят творческий характер).

    Часть III. Семинары.

    Часть IV. Контрольные занятия.

     

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (72Ч.)

    1. Введение. (5часов)

    Предмет, задачи, объекты генетики. История развития генетики.

    Методы общей генетики. Гибридологический метод. Мутационный метод. Цитологический метод. Математический метод.

    Генетика человека. История исследований генетики человека. Менделевская генетика человека.

    Семинарские занятия. (2часа)

    2.  Цитологические основы наследственности.  (28часов)

    Современное понимание природы и структуры гена, функции генов.

    Хромосомная теория наследственности Т.Г.Моргана.  Законы  наследственности.

    Взаимодействие аллельных генов. Наследование при полном доминировании. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание.

    Взаимодействие неаллельных генов.  Комплементарность.  Эпистаз. Полимерия.

    Структура генома человека.

    Международная программа “Геном человека”. Геном. Строение ДНК. Структура хромосом. Секвенирование ДНК. Хромосомные карты. Гены. Полиморфизм и мутации ДНК. Митохондриальный геном.

    Семинарские занятия.(2часа)

    Практические занятия. Решение генетических задач. (10 часов)

    Контрольные занятия.(1 час)

    3. Изменчивость.  (25часов)

    Ненаследственная (фенотипическая, или модификационная) изменчивость. Типы модификаций. Значение модификаций.

    Наследственная (генотипическая) изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Генные (точечные) мутации, или трансгенации. Хромосомные мутации (перестройки, или аберрации). Геномные мутации. Некратные изменения числа хромосом. Кратные изменения наборов хромосом. Цитоплазматические мутации.

    Закономерности наследственности и изменчивости человека. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование генов у человека. Генетика пола. Наследственность и среда. Типы изменчивости у человека.

    Хромосомные болезни у человека. Нарушение половых хромосом. Мутагенез. Значение мутаций .Наследственная патология. Классификация наследственных болезней, общая характеристика, профилактика.  Типы наследования наследственных заболеваний. ДНК-диагностика и здоровье человека.

    Семинарские занятия.(3часа)

    Практические занятия. Решение генетических задач. (6часов)

    Контрольные занятия.(1 час)

     

     

     

    4.Генетика человека ( антропогенетика) (12часов)

    Методы изучения генетики человека. Клинико-генеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Популяционный метод. Онтогенетический метод. Метод моделирования. Антропогенетические методы. Иммуногенетические методы. Биохимические методы. Методы молекулярной генетики (метод рекомбинантной ДНК, метод клонирования ДНК, методы гибридизации нуклеиновых кислот и генетики соматических клеток). Генная инженерия. Кариотип человека. Сцепленное с полом наследование. Апоптоз. 

    Биологический терроризм. Этническое оружие.

    Семинарские занятия. (2часа)

    Практические занятия. Анализ родословных. (1час)

                                               Составление генеалогического древа. (1час)

    Резервное время- 2 часа.

     

    Учащиеся должны знать

    Основные правила и законы наследственности: единообразие гибридов первого поколения, расщепления признаков, независимого наследования, сцепленного наследования; хромосомнаую теорию наследственности, методы изучения наследственности; и наследственных заболеваний, закономерности изменчивости организмов: мутации, модификации, норму реакции, причины изменчивости;  Основные методы изучения генетики человека, типы наследования признаков у человека. Историю исследований генетики человека. Влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека. Значение генетики для медицины, основные принципы генной инженерии.

    Учащиеся должны уметь

    Применять знания по молекулярной биологии, митозу, мейозу, оплодотворению для раскрытия сущности законов наследования. Показывать  практическое применение  генетических знаний в медицине и народном хозяйстве; применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране природы, пользоваться генетической терминологией и символикой; определять сферу деятельности генетических законов применительно к конкретным ситуациям; решать генетические задачи. Определять возможный генотип человека по фенотипу и наоборот.      Владеть навыком поиска нужной информации с помощью справочной и энциклопедической литературы и средств Internet.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.
    2. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 368 с.
    3. Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 392 с.
    4. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3-х т. – М.: Мир, 1989.
    5. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999. – 336 с.
    6. Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь генетических терминов. - М.: Вузовская книга, 2001. – 96 с.
    7. Дикарев Сборник задач по генетике. М.: «Первое сентября», 2002.
    8. Гинтер Е.К. Медицинская генетика: Учебник. – М.: Медицина, 2003.
    9. Реймерс  Н.Ф. Популяционный биологический словарь. – М.: Наука,1990.
    10.  Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
    11. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. В 3 т.-М.; Мир, 1990.
    12. Филичева Ю.В. Программа элективного курса «Генетика человека» /Программы элективных курсов. Биология. 10-11классы.-М.:Дрофа, 2005, с.105 – 113
    Категория: Разработки уроков и мероприятий | Добавил: Xenos (15.11.2012)
    Просмотров: 798 | Рейтинг: 5.0/1