Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Главное меню

Категории раздела
Научно-методические публикации [6]
Работы и выступления учащихся [5]
Разработки уроков и мероприятий [3]
Выпускникам [5]

Вход на сайт

Поиск

Вам нравится сайт?
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2511

Полезные ссылки
  • Комитет по образованию
  • ФИПИ
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
  • Сайт Галины Скутельниковой
  • Школа №14 г.Железнодорожный
  • Министерство образования Московской областий
  • Министерство образования и науки РФ
  • «Академия социального управления»
  • Региональный Центр Дистанционного Образования

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Разработки уроков и мероприятий

    Рост и развитие живых организмов. Биогенетический закон.

    Тип урока: комбинированный (2ч.)

    Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений, обобщение полученного материала.

    Цели по содержанию:

    1 образовательная – способствовать осознанию биогенетического закона Мюллера и Геккеля на примере сравнительного анализа роста и развития животных;

    2 развивающая- продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты своей творческой деятельности, работать в группе, делать выводы;

    3 воспитательная - формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

    Оборудование и материалы: проектор, раздаточный материал – коллекции насекомых, таблица – зародышевое сходство животных, инструкционные карточки с заданиями.

    Методы – частично поисковый, исследовательский.

     

    1. Вступление. Определение учебных и воспитательных задач.

    Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока: Рост и развитие живых организмов. Биогенетический закон. Запишите название темы в тетради.

    Класс заранее был поделен на группы. Для активации внимания и активности учеников: «ребята, внимательно слушайте задания, правильно и быстро отвечайте на вопросы, самая активная группа будет поощрена. В проведении урока мне будет помогать группа консультантов.

    Постановка проблемного вопроса:

    Справка: по убеждению преформистов, развитие отсутствует, происходит только количественное увеличение уже заранее предсуществующих частей организма, заключенных в зародышевой клетке. Противоположный взгляд: организм развивается из однородной бесструктурной массы – это эпигенез.

     Известно, что организм растет. Почему?  Это рост клеток или их количества?

    Как вы думаете, для чего нам необходимо знать про рост и развитие организмов?

    Группе учеников было дано опережающее задание: изучить и проанализировать материал по теме.

     Выступление учащихся. Возникновение эмбриологии, формулировка биогенетического закона. (ученик 1)                                       

    1. вопросы к классу:

    - Что такое онтогенез? (индивидуальное развитие организма)

         - на какие периоды он делится?

    На доске и в тетради учащиеся производят запись:

    Онтогенез

    Эмбриональный период                           постэмбриональный период

     

    Задание классу: Внимательно слушайте выступления одноклассников, все схемы и таблицы заносите в тетрадь. После каждого сообщения можете задать интересующий вас вопрос. Четко и быстро выполняйте задания.

     

    Эмбриональный период (проект, сообщения учащихся)

    1. Дробление (ученик 2) 

    Запись в тетради:

    Дробление

    Полностью дробящиеся                                                 дробящиеся частично

     

    Равномерное                   неравномерное                                         дискоидальное                  

    (ланцетник)                          (земноводные)                            (рептилии, птицы)

     

    - Какие вопросы у вас возникли по этому этапу эмбриогенеза? (учащиеся задают вопросы, докладчик отвечает)

    примерные вопросы: 1. Почему в результате дробления образуются одинаковые клетки, которые не увеличиваются в размерах? (отсутствует интерфаза, профаза совпадает с телофазой)

    2.Что такое репродукция? (удвоение)

    Групповая работа учащихся по инструкционной карточке. Задание: после прослушанного сообщения выполните задание инструкционной карточки №1

    Бластула (ученик 3) 

    Запись:

    Бластула

     

    Целобластула         амфибластула                дискобластула          бластоциста          

    Ланцетник           земноводные                           птицы            млекопитающие

     

    - Какие вопросы у вас возникли? (учащиеся задают вопросы, докладчик отвечает)

    вопрос: приведите примеры, для каких животных характерна дискобластула? (для птиц и рептилий)

    Групповая работа учащихся по инструкционной карточке. Задание: после прослушанного сообщения выполните задание инструкционной карточки №2

    2 Гаструляция (ученик 4) 

    Запись:

    Гаструляция

    Инвагинация         иммиграция          деламинация        эпиболия

     

    Ланцетник              позвоночные                 птицы                 земноводные

    - Какие вопросы у вас возникли по этапу гаструляция? (учащиеся задают вопросы, докладчик отвечает)

    вопросы: 1. Уточните, какие образуются ткани в результате гаструляции?

    2. что такое зародышевый листок?

    Групповая работа учащихся по инструкционной карточке. Задание: после прослушанного сообщения выполните задание инструкционной карточки №3

    3 Органогенез (ученик 5) 

    Органогенез

    Нейруляция                            построение осевых органов

    - Какие вопросы у вас возникли по этому этапу эмбриогенеза? (учащиеся задают вопросы, докладчик отвечает)

    Вопрос: Что такое нейрула? (зародыш)

    Групповая работа учащихся по инструкционной карточке. Задание: после прослушанного сообщения выполните задание инструкционной карточки №4

    Ребята, мы с вами очень подробно разобрали все этапы эмбриогенеза, вы заполнили инструкционные карточки.  Анализируем работу по инструкционной карте, каждая группа по очереди зачитывает свои ответы. После анализа каждого задания инструкционные карты проверяются учениками консультантами (за каждый правильный ответ – 1 балл = 1 жетон)

    закрепить знания по этой теме вам поможет индивидуальная работа, на которую отводится 7-10 минут.

    После выступления ребят и анализа групповой работы идет самостоятельная работа учащихся по инструкционной карточке№2.

    Инструкционная карточка.

    Прочитайте текст учебника на стр. 158-161, просмотрите записи в тетради. Ответьте на вопросы и выполните задания:

    1. Какая структура даёт начало развитию всем многоклеточным организмам?
    2. Что собой представляет и в чем выражается дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития?
    3. Какой этап эмбрионального развития завершается образованием неспециализированных клеток?
    4. Заполните таблицу:

     

    Зародышевые листки

    Производные зародышевых листков

    Эктодерма

     

    Энтодерма

     

    Мезодерма

     

     После работы вопросы обсуждаются в классе, а таблица заполняется на доске или экране.

    2. Постэмбриональный период.

    Беседа по вопросам:

    1. когда начинается постэмбриональный период? (В момент рождения или выхода организма из яйцевых оболочек).

    2. какие процессы включает в себя постэмбриональное развитие? (рост организма; установление окончательных пропорций тела; переход систем органов на режим взрослого организма (в частности половое созревание).

    3. назовите типы постэмбрионального развития.

    1. прямое – из тела матери или из яйцевых оболочек выходит особь, отличающаяся от взрослого организма только меньшим размером (птицы, млекопитающие).
    2. с превращением(метаморфозом)- из яйца выходит личинка, устроенная проще взрослого животного, как правило она имеет специальные личиночные органы и часто ведет иной образ жизни, чем взрослое животное. 

    Запись в тетради и на доске:

    Прямое развитие

    -Неличиночный тип (зародыш развивается внутри яйца)

    -Внутриутробный тип (внутри организма матери, и связан с ним через плаценту).

     

    Развитие с метаморфозом

    Полное превращение                 неполное превращение

     

    Каждая группа учеников получает определенное задание на инструкционной карточке. После выполнения задания один из участников группы доложит классу итоги работы.

    Инструкционная карточка.

    1. Внимательно рассмотрите предложенный вам материал (гербарий, схемы, коллекции). Определите организм.
    2. определить каким типом постэмбрионального развития характеризуется данный объект.
    3. Охарактеризуйте все стадии развития данного организма, составьте схему в тетради.
    4. определите какую функцию выполняет каждая стадия.
    5. Доложите полученный результат классу.

     

    Группы:

    1. группа: рассматривает схему прямого развития:                                        яйцо – взрослая особь
    2. группа: амфибий, кузнечик (неполный метаморфоз),          

                       яйцо – личиночная стадия (головастик) – взрослая особь.

    1. группа: бабочка, майский жук.  Яйцо – личиночная стадия (гусеница) – неподвижная стадия (куколка) – взрослая особь.

     

    После выполнения заданий и анализа результатов подводится итог по вопросам:

    Вопросы

    1. Чем прямое развитие отличается от непрямого.
    2. В чем значение метаморфоза                                                
      (1). Личинки способствуют расселению вида.                                              
      (2). Личинки имеют другие источники питания.                                           (3). Снижает интенсивность конкуренции за пищу.
    3. Объясните, как можно определить, с точки зрения физиологии, чем взрослая особь отличается от личиночной стадии (имеет развитые половые органы)

    Существует еще один тип развития, отличающийся от всех остальных – партеногенез.

     Сообщение учащихся на тему: Партеногенез (ученик 6)

                               

    Запись в тетради:

     

    Партеногенез

                 Искусственный                              естественный

                                             Соматический          генеративный

                                                 Из 2п-клетки                из п клетки

     

                                                                             Гиногенез         андрогенез

                                                                       из яйцеклетки    из сперматозоида

                                                                    круглые                 тутовый

                                                                            черви                   шелкопряд

     

    Ребята, мы с вами подробно рассмотрели развитие организмов, а на какие группы подразделяются животные по характеру роста? Приведите примеры.

    1. Неопределенный рост – продолжающийся в течении всей жизни        (моллюски, рыбы, крысы).
    2. Определенный – ограниченный каким-то сроком.

     - На основании имеющихся у вас знаний об историческом развитии органического мира, рассматривая таблицу, укажите, какой закон отражает последовательность развития и формирования зародышевых листков.

    (Мюллер, Геккель: онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится).

    Дополнительно: В ранний период развития сердце человеческого зародыша состоит из одного предсердия и одного желудочка. Прокомментируйте этот факт.

    Обобщающий вывод (пробуют сформулировать сами ребята).

    Изменения в ходе развития имеют огромное адаптивное значение, подготавливая организм к тем условиям, в которых ему предстоит жить. Чем больше этапов в своем развитии проходит организм, тем больше у него шансов выжить.

    Итог урока:

    Анализ работы дают сами ребята.

    Домашнее задание:

    1. Составить словарь терминов по разделу Рост и развитие живых организмов.
    2. Повторить типы деления клетки, т.к. на следующем уроке мы будем знакомиться с новой темой: «Наследственность и изменчивость».

    Скачать презентацию.

    Скачать разработку урока.

    Категория: Разработки уроков и мероприятий | Добавил: Xenos (18.06.2012)
    Просмотров: 1308 | Рейтинг: 0.0/0